Skip to main content

Буховцев Александр Никитич

(1850–1897)

Буховцев Александр Никитич

(1850–1897)
Пианист, педагог

Александр Никитич Буховцев родился 25 января (6 февраля) 1850 года в г. Усмани Тамбовской губернии (ныне Липецкой области) в семье капельмейстера. Его родители поселились в Усмани в 1840-х годах. Его отец Н. И. Буховцев безвозмездно обучал нотному пению учеников уездного и приходского училищ, а его мать, имевшая диплом Смольного института, открыла женскую частную школу с повышенным курсом обучения. Поэтому в детстве Александр получил хорошую музыкальную подготовку.

В 1869 году Александр Буховцев окончил Воронежскую губернскую гимназию, одновременно совершенствовался в фортепианной игре у местных музыкантов. Концертировал в провинции, в том числе в 1872 году в Воронеже вместе с певицей Д. М. Леоновой.

Переехав в Москву, он три года брал уроки игры на фортепиано у А. Дюбюка. В 1874 году поступил в Московскую консерваторию в класс Николая Григорьевича Рубинштейна, где занимался одновременно с С. И. Танеевым и Ю. Н. Мельгуновым. Полного курса консерватории Буховцев не окончил, проучившись два года, оставил учебу, убедившись в отсутствии у себя виртуозного таланта и начал заниматься педагогической работой.

В 1876 году А. Н. Буховцев поступил преподавателем игры на фортепиано сначала в Московское Николаевское женское училище, а затем в Московский Николаевский сиротский институт, где к преподаванию привлекались крупные музыкальные силы (Н. Г. Рубинштейн, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике), и обучение музыке было поставлено достаточно серьезно. Помимо фортепиано, Александр Никитич преподавал также теорию музыки и фортепианную педагогику, для которой составил специальные руководства.

Александра Никитича отличал серьезный интерес к вопросам детского музыкального образования. Уже в первые годы своей педагогической деятельности он обратился к разработке основ начального преподавания. Его пособия по вопросам начального обучения были написаны с методической целью и предназначались для воспитанниц Николаевского института и других подобных учебных заведений, игравших важную роль в распространении музыкального образования в России. Из стен пансионов и институтов выходили будущие гувернантки, многие из которых становились впоследствии преподавательницами фортепианной игры, их деятельность заметно сказывалась в области начального музыкального образования.

А. Н. Буховцев был инициатором введения курса методики для подготовки преподавательских кадров. Впервые такой курс был прочитан им в Московском Николаевском институте в 1882 году. Обработав лекции, в 1883 году он опубликовал их в виде пособий под названиями «Записки по элементарной фортепианной педагогике» и «Курс методики начального обучения игре на фортепиано». «Записки по элементарной фортепианной педагогике» предназначались для подробного изучения методики преподавания в стенах учебного заведения, что отличает их от других руководств, они являются первым русским учебником по фортепианной методике.

Помимо этого им были созданы пособия по отдельным проблемам фортепианного обучения: развитию ритма, чтению с листа, работе над гаммами и другие. Наибольший интерес представляет его «Элементарный учебник фортепианной метрики» (1878, переиздано в 1928), в связи с отсутствием в большинстве фортепианных руководств и школ сколько-нибудь систематического упоминания о ритмическом воспитании начинающего пианиста. В этом пособии изложена методика развития элементарных метро-ритмических представлений и подобран инструктивный материал «с помощью которого ученик мог бы получить ясное представление о всех встречающихся в первый год его обучения метрических комбинациях и вместе с тем приобресть навык, необходимый для свободного выполнения их на фортепиано». А. Н. Буховцев считал, что развитие метро-ритмических представлений учащихся приводит к «ясному пониманию самых элементарных и коренных начал фортепианного исполнения».

Одной из областей деятельности Александра Никитича явилось составление педагогического репертуара. Им было подобрано большое количество сборников, отредактировано несколько сотен произведений. Долгое время в педагогической практике начального обучения использовался «репертуар Буховцева», о котором в литературе XIX - начала XX вв. часто встречаются положительные отзывы.

А. Н. Буховцев не только перевел на русский язык работы по теории пианизма Г. Эрлиха «Как должно экзерсироваться на фортепьяно» (1889), Г. Гермера «Как должно играть на фортепиано» (1889), X. Римана «Катехизис фортепианной игры» (1892), Т. Пфейфера «Лекции Ганса Бюлова» (1895), но и сопроводил их комментариями, нередко содержащими полемику с авторами по поводу тех или иных теоретических положений.

А также он сотрудничал в центральных периодических изданиях «Баян», «Русские ведомости», «Семья» «Русская музыкальная газета».

Яркий след в жизни А. Н. Буховцева оставило общение с братьями А. Г. и Н. Г. Рубинштейнами, в первую очередь, с Николаем Григорьевичем, в классе которого он занимался. Покоренный мастерством Рубинштейнов-пианистов, до конца своих дней Буховцев пытался понять закономерности их исполнительского искусства и передать впечатления от их игры. Его брошюры «Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры, преимущественно, Н. Г. Рубинштейна, «Чем пленяет нас А. Рубинштейн», «Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из исторических концертов А.Г. Рубинштейна» – ценные источники для изучения исполнительской манеры этих пианистов.

Умер А. Н. Буховцев 25 июня (7 июля) 1897 года в г. Верис (Швейцария), похоронен в Москве в Даниловском монастыре.

Его старший  брат Иван Никитич Буховцев (1841–1906) был видный земским деятелем, врачом.

Произведения автора

  • Элементарный учебник фортепьянной метрики / составитель А. Буховцев. – Москва : Типография Э. Лисснер и Ю. Роман, 1878 – 57 с. : нот.
  • Настольная справочная книжка для фортепианных преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою / составитель А. Буховцев. – Москва : П. Юргенсон, 1882. – 108 с.
  • Записки по элементарной фортепианной педагогии : руководство для молодых преподавателей / составитель А. Буховцев. – Москва : Университетская типография (Катков и К°), 1883. – 38 с.
  • Уроки элементарной теории музыки : в вопросах и ответах, умствственных и письменных задачах : младший возраст / составитель А. Буховцев. – Москва : Типография М. Н. Лаврова и К°, 1883. – 36 с.
  • Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из исторических концертов А. Г. Рубинштейна / составитель А. Буховцев ; под редакцией С. И. Танеева. – Москва : Университетская типография (М. Катков), 1886. – 32 с.
  • Уроки элементарной теории музыки : старший возраст : в вопросах и ответах, умствственных и письменных  задачах / составитель А. Буховцев. – Москва : Университетская типография  (М. Катков), ценз. 1886. – 47 с.
  • Указатель (с обозначением краткой характеристики и степени трудности) инструктивных изданий и педагогических пособий, составленных и обработанных А. Буховцевым, преподавателем элементарной теории и музыкальной педагогии в Московском Николаевском женском институте. – Москва : Университетская типография, 1887. – 24 с.
  • Элементарный учебник фортепианной метрики / составитель А. Буховцев. – Москва : Юргенсон, ценз. 1887. – 75 с.
  • Курс методики элементарного обучения игре на фортепиано : в вопросах и ответах /составитель А. Буховцев. – Москва : Университетская типография , ценз. 1888. – 39 с.
  • Уроки элементарной теории музыки : в вопросах и ответах, умствственных и письменных  задачах : младший возраст / составитель А. Буховцев. – 2-е изд., испр. – Москва : Университетская типография , ценз. 1888. – 36 с.
  • Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн / А. Н. Буховцев. – Москва : Университетская типография, 1889. – 11 с.
  • Записки по элементарной фортепианной педагогии : руководство для молодых преподавателей / составитель А. Буховцев. – 2-е изд., испр. – Москва : Университетская типография, ценз. 1890. – 57 с.
  • Указатель фортепианных пьес, распределенных по степеням трудности : с приложением подробных программ первых пяти степеней для фортепианных преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою / составитель А. Буховцев. – Москва : Университетская типография, ценз. 1890. – 92 с.
  • Настольная справочная книжка для преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою : указатель фортепианных пьес, распределенных по степени трудности / составитель А. Буховцев. – 2-е изд., умнож. – Москва : Музыкальная торговля П. Юргенсон, 1890. – 126 с.
  • Дополнение к «Ежедневным техническим упражнениям с применением ритмов и систем Таузига, Мертке и Римана», к «Гаммам и арпеджиям» А. Буховцева / составитель А. Буховцев. – Москва : Лит. Гроссе, ценз. 1894. – 21 с.
  • Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры, преимущественно, Н. Г. Рубинштейна / составитель А. Буховцев. – Москва : Университетская типография, 1896. – 17 с.
  • Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / составитель А. Буховцев. – Москва : П. Юргенсон, ценз. 1897. – 20 с.
  • Элементарный учебник фортепианной метрики / А. Н. Буховцев. – Москва : Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1928. – 75 с.

Литература о жизни и деятельности

  • Макуренкова Е. П. А. Н. Буховцев и его методические работы (из прошлого русской фортепианной педагогики) / Е. П. Макуренкова // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Москва, 1961. – С. 149–178. – (Труды ГМПИ им. Гнесиных ; вып. 2.).
  • Юрова Т. В. Первый русский методист // Фортепиано. – 2000. – № 4. – С. 18–20.
  • Малинковская А. В. Русская методика-теоретическая мысль о вопросах фортепианно-исполнительской выразительности // Фортепианно-исполнительское интонирование : проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI–XX вв. : очерки / А. В. Малинковская. – Москва : Музыка, 1990. – С. 97–112.
  • Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX – начала XX века : (теория и практика образования) / В. И. Адищев. – Пермь : ПГПУ, 2001. – 116 с.
  • Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края : монография / Е. О. Казьмина ; научный редактор Е. Е. Дурандина. – Тамбов, 2009. – Ч. 1 : 1786–1917. – С. 361.
  • Передерий О. И. Развитие отечественной педагогики музыкального образования в XIX–XX веках : диссертация доктора педагогических наук / О. И. Передерий. – Санкт-Петербург, 2010. – 597 с.

Справочные издания

  • Русский биографический словарь. – Москва, 1998. – Т. 3. – С. 408, 409.
  • Энциклопедический музыкальный словарь. – Москва, 1966. – С. 70.
  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 79.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 167.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 80.
  • Гордость земли Усманской : краткий справочник биографий знатных людей, прославивших отчий край. – Усмань, 2005. – Кн. 2. – С. 48.

Интернет-ресурсы

  • Назарова Е.О. Особенности научно-методического обеспечения общего и профессионального музыкального образования России конца XIX – начала XX вв. / Е. О. Назарова, Е. В. Гребенюк // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал– 2016. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25329 (дата обращения: 16.01.2025). – Текст : электронный.

Годы жизни

  • 25 января (6 февраля) 1850 года – 25 июня (7 июля) 1897 года

Место рождения

  • г. Усмань Тамбовской губернии (ныне Липецкой области)

Сфера деятельности


География