Skip to main content

История
города Липецка

История города Липецка

Липецк вырос близ села Липские Студёнки Малые, которое возникло в самом начале XVII в.

Липецк в XVIII веке

Истоки возникновения и становления Липецка связаны с созданием металлургических предприятий на притоках реки Воронеж по приказу Петра I. В 1703 году был построен Верхний Липский (Липецкий) завод. Эта дата считается точкой отсчета в истории города. В 1707 году стал действовать и Нижний Липецкий завод. На металлургических предприятиях лили чугун, из которого изготавливали пушки разных калибров, огнестрельное (фузеи, мушкетоны, пистолеты) и холодное (шпаги, палаши, алебарды) оружие.

Вокруг заводов из населения окрестных сел образовалась слобода Липские Железоделательные Заводы. В 1779 году слобода получила статус уездного города Тамбовского наместничества и название Липецк. В 1795 году заводы были закрыты как нерентабельные.

Липецк в XIX – начале XX века

В начале XIX века на основе открытого еще во времена Петра I источника минеральной воды начал действовать курорт. Официальное существование курорта было закреплено в 1805 году — 25 апреля по старому стилю император Александр I наложил резолюцию на доклад министра внутренних дел В. П. Кочубея об устройстве курорта в Липецке: «Быть по сему». Тогда же император утвердил и генеральный план города. Маленький городок превратился в курортный город.

В 1806 году, после пожара, Липецк был полностью перестроен в соответствии с новым генпланом. Главным источником благосостояния города в первой половине XIX века являлся курорт «Липецкие минеральные воды». С 1805 года здесь началось интенсивное строительство: были сооружены ванное здание, бювет, разбиты Нижний и Верхний сады. На курорте открылись аптека, библиотека, курзал, появился постоянный штат врачей, количество отдыхающих росло из года в год.

Во второй половине XIX века с созданием акционерного общества «Липецкие минеральные воды» начинается новый расцвет Липецка. Застроенный особняками город утопал в садах, на улицах появилось освещение, цветники, тротуары, вымощенные белым камнем. По данным на 1862 год, население Липецка составляло 12 846 человек. С 1860 года в городе действовал телеграф, в 1882 году было построено здание вокзала железной дороги Козлов — Орёл. В городе активно развивалась торговля. В 1889 году в Липецке действовало 179 торговых лавок и магазинов, ежегодно проводилось 3 ярмарки. Был открыт городской общественный банк, с 1869 года выходила городская газета «Липецкий сезонный листок».

В городе работало 4 чугунолитейных завода и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В 1898–1902 году начал действовать Сокольский металлургический завод, что стало первым шагом превращения Липецка в крупный промышленный центр. По переписи 1897 года в Липецке проживали 20524 человека. Для его развития и благоустройства много сделали главы городского самоуправления: Болховитинов, Терпугов, Пономарёв, Бланк, Клюев. Так, при Митрофане Алексеевиче Клюеве с 1902 по 1918 год в городе стали действовать водопровод, электростанция, построено здание Липецкой женской гимназии, организована продажа газет, открылся кинотеатр. Основу благосостояния жителей Липецка создавал курорт. Благоустройство его зданий и территории, открытие лечебных свойств грязей, активизация культурной жизни привели к увеличению числа отдыхающих и доходов курорта, резко увеличилось количество курортников в годы Первой мировой войны.

Липецк в 1917–1941 гг.

Советская власть была провозглашена в Липецке 20 декабря 1917 года, председателем Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал большевик В. Н. Агте.

6 февраля 1919 года в Липецке создан Коммунистический союз молодежи как опора новой власти.

В ходе Гражданской войны создалась угроза захвата города войсками К. К. Мамантова. В конце октября – ноябре 1919 года К. Е. Ворошиловым были сформированы 61-я стрелковая и 11-я кавалерийская дивизии для борьбы с белыми.

В ходе индустриализации в Липецке начинается строительство промышленных предприятий: электростанции, силикатного завода, создаются моторо-ремонтные мастерские (будущий станкозавод). В марте 1931 года приступили к строительству Новолипецкого металлургического завода и завода № 61 (будущего тракторного завода). 6 ноября 1934 года пущена первая домна НЛМЗ, 7 ноября выплавлен первый чугун. В 1938 году вступил в строй липецкий силикатный завод и введена ЛЭП Липецк — Воронеж.

Липецк в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны липчане устремились на фронт: из Липецка было призвано 42 тысячи человек. Высшая летно-тактическая школа, а затем Липецкий авиационно-учебный центр ВВС отправили на фронт 33 авиаполка, 6 из них за боевые заслуги получили звание гвардейских. Из местных жителей создавались партизанские отряды и части народного ополчения.

На подступах к столице сражался уроженец Липецка, будущий генерал-майор артиллерии Н. Н. Великолепов, в честь липчанина С. И. Гусева, Героя Советского Союза, назван один из городов Калининградской области.

Часть оборудования липецких металлургических заводов была эвакуирована на Урал. Неэвакуированные мощности региона переводились на круглосуточную работу. С конца лета 1942 года местные предприятия начали наращивать объемы производства. В январе 1943 года было принято решение о строительстве Липецкого тракторного завода. 1 июня 1944 года был выпущен первый трактор «Кировец-35». В Липецке за время войны работали 106 госпиталей.

Становление областного центра в 1954–1964 гг.

После войны основные усилия были направлены на возрождение крупнейших предприятий Липецка.

6 января 1954 года указом Президиума Верховного Совета СССР была создана Липецкая область. Центром области стал Липецк, так как это был город с хорошо развитой промышленностью, здесь уже работали 3 крупных предприятия: «Свободный сокол», НЛМЗ и тракторный завод.

Создание области изменило облик Липецка. Тихий, провинциальный курортный городок стремительно превращался в современный областной центр Советского Союза. В городе была проложена новая трамвайная линия, проведена реконструкция уличного освещения, заасфальтированы дороги и тротуары, строились школы, детские сады, ясли, возводились новые промышленные объекты. Начавшиеся важные преобразования уничтожили историческую застройку центра и значительное количество архитектурных памятников Липецка. В результате город лишился своего исторического лица.

В 1950-е годы основное внимание руководителей области было направлено на развитие Новолипецкого металлургического завода. Здесь вводились в эксплуатацию новые цеха, начали работу азотнотуковое производство и аглофабрика, новые цеха открылись и на заводе «Свободный сокол», быстрыми темпами развивался Липецкий тракторный завод, в 1961 году вступил в строй завод «Центролит», пущен новый цех на трубном заводе, в 1963 году вступил в строй цементный завод, первое место по производству строительных материалов занимал силикатный завод. Велось активное строительство жилых домов, школ, детских садов, кинотеатров, появился новый железнодорожный вокзал и аэропорт.

Липецк в 1960–1980 гг.

В 1960-е – первую половину 1980-х годов Липецк продолжал расти и развиваться как крупный металлургический и машиностроительный центр. Больших успехов достиг Новолипецкий металлургический завод (с 1983 года — комбинат), международного признания добился Липецкий тракторный завод, одним из самых передовых в стране по технической оснащенности был труболитейный цех завода «Свободный сокол».

Менялся и облик города. Строились новые микрорайоны, в 1975 году был разбит парк Победы, появилось новое здание театра драмы, открылся оснащенный по последнему слову техники кинотеатр «Космос». Начался новый этап в развитии Липецкого курорта, всей стране стал известен новейшими методами лечения детский санаторий «Восход». В городе в 1975 году открылся дворец спорта «Звездный» с искусственным льдом, был реконструирован стадион «Металлург». Благоустраивались поселки Тракторного завода, Новолипецкого металлургического комбината и завода «Свободный сокол». В 1976 году Липецк был признан самым благоустроенным городом РСФСР.

Липецк в конце XX – начале XXI века

В 1990–2000-е годы ряд крупнейших предприятий города столкнулись с трудностями, были признаны банкротами и прекратили свое существование Липецкий станкостроительный завод, Липецкий трубный завод, Липецкий тракторный и другие. Пришли в запустение рабочие поселки этих заводов.

Сохранил свои позиции флагмана черной металлургии России только НЛМК. Здесь была проведена масштабная модернизация.

В начале 2000-х годов в городе стали работать новые предприятия по производству холодильников и стиральных машин, была создана особая экономическая зона «Липецк».

В областном центре продолжается строительство новых жилых микрорайонов, сохранившееся храмы восстановлены и переданы РПЦ, возводятся новые церкви.

Литература