История
Грязинского района
История Грязинского района
Благодаря исследованиям археологов становится понятной древняя история современного Грязинского района. Наиболее ранний этап заселения этих территорий относится к эпохе мезолита (XI–VII тыс. до н.э.). В эпоху энеолита (III тыс. до н. э.) здесь появляется скотоводство. В эпоху бронзы (II тыс. до н. э.) возникает большое количество поселений — около 140. Можно выделить 15 поселений раннего железного века (I тыс. до н. э. — первая четверть I тыс. н. э.).
Древнерусские памятники XII–XIV вв. в низовьях реки Матыры позволяют говорить о том, что в указанный период эта область являлась русской этнической территорией.
Период Московского государства
В 20-х годах XVII в. по Воронежу и Матыре появились первые после татаро-монгольского нашествия русские поселения: Ратчино, Кривец, Каликино, Ярлуково, Казинка, Грязновка и другие. Заселение края усилилось с постройкой городов-крепостей Козлова, Тамбова, Сокольска и укрепленной черты между ними.
Поселения, расположенные на правом берегу реки Матыры, — Грязи, Каменное, Ярлуково, Семёновка, Малей и другие — входили в Сокольский уезд.
Романовский уезд включал все населенные пункты, расположенные в междуречье Воронежа и Матыры: Карамышево, Двуречки, Фащёвка, Телелюй, Таволжанка, Казинка и другие.
Крестьяне Романовского и Сокольского уездов были приписаны к липским заводам. «Приписные к заводам «работные люди» рубили в лесах деревья, жгли их на уголь. По рекам Матыра и Воронеж доставляли к железоделательным заводам».
Самыми древними поселениями в районе являются Грязи и Таволжанка. В начале XVIII в. Грязи ничем не выделялись из ряда сел, но продолжали расти. В документах за 1710 года они значатся селом.
В конце XVII — первой четверти XVIII в. заселяется Поматырье. Именно в это время началось планомерное освоение плодородных черноземных земель.
Однако жизнь простого народа была беспросветной и тяжелой. Крестьяне ютились в приземистых избах, крытых соломой и отапливаемых «по-черному». В зимнее время вместе с людьми помещались телята, ягнята. «Черная» топка подрывала здоровье крестьян.
В начале XVIII века начала складываться промышленность, специализировавшаяся на переработке местного сырья. Это были малые кустарные предприятия с числом рабочих в несколько человек, часто членов одной семьи. Как правило, обработка сырья велась с целью получения продуктов питания первой необходимости для собственного потребления и в небольшом количестве для рынка.
Период Российской империи
По данным 7-й ревизии (1815–1825 гг.) в селе Грязи было 137 домовладений однодворцев. Всего в селе — 141 двор, жителей — 1046 человек. Промысел крестьян и однодворцев — хлебопашество. Село имело православную церковь и училище.
Из-за отсутствия хоть сколько-нибудь пригодных дорог в Грязях и ближайших селах базары и ярмарки не проводились. Такая ситуация сохранялась до постройки железной дороги.
Строительство железных дорог во второй половине XIX в. способствовало возникновению поселений нового типа — пристанционных поселков. При строительстве ж.-д. линии Козлов — Воронеж в 1867 году возник поселок Грязи, а вновь построенную дорогу приняли в эксплуатацию в 1868 году.
Появление железной дороги дало толчок развитию торговли. В поселке при станции Грязи с 1884 года еженедельно по понедельникам стали собираться базары. Открылись аптека, винный погреб, пекарни и лавки со всякими товарами.
Немного позже в Грязях проводились уже две ежегодные ярмарки. Первая — Воздвиженская — собиралась с 12 по 14 (с 24 по 26) сентября. Привоз товаров в среднем был на сумму 19 тысяч рублей, сбыт — на 12300 рублей. Вторая ярмарка проводилась с 6 по 13 (с 18 по 25) декабря. На нее доставлялось товаров на 15000 рублей, сбыт выражался в 9000–10000 рублей.
С ростом поселка дальнейшее развитие получила торговая сеть. На Базарной площади (ныне Красная площадь), улицах Базарной-Привокзальной (ныне Воровского), Царицынской (ныне Революции 1905 года), Дворянской (ныне Советской) теснились десятки лавок, трактиров, кабаков, гостиниц.
В 1902 году ст. Грязи вместе с одноименным селом насчитывала до 10 тыс. жителей, село Двуречки и ст. Казинка — до 5 тыс., село Княжая Байгора — 4,5 тыс. жителей (здесь находилось образцовое имение члена Государственного совета князя Л. Д. Вяземского), села Фащёвка и Семёновка — до 4 тыс., Бутырки — 3,5 тыс. жителей.
Советская Россия
В марте 1917 года на ст. Грязи начала действовать объединенная организация РСДРП (б), во главе которой стоял член партии с 1907 года М. Т. Калачёв.
В декабре 1917 года в поселке установилась советская власть. В середине ноября в Грязинской сельской ячейке насчитывалось 40 коммунистов, в Таволжанской — 37 членов партии.
В годы Гражданской войны половина комсомольской ячейки ушла на фронт. 6 сентября 1919 года белоказаки захватили Грязи. Два неполных дня погрома и грабежа мамонтовцев обошлись грязинцам в 847648 рублей.
Первые годы советской власти в Грязинском районе были временем больших перемен: национализированы предприятия, в особняках расположились советские учреждения, а некоторые заселялись рабочими, шло переименование улиц.
В 30-е годы прошлого века большое внимание уделялось оборонно-массовой работе, военно-патриотическому воспитанию молодежи. Важным событием стала встреча на ст. Грязи одного из первых Героев Советского Союза, участника спасения экипажа челюскинцев Михаила Водопьянова, уроженца Липецка.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 4 декабря 1938 года рабочий поселок Грязи Грязинского района Воронежской области был переименован в город с сохранением прежнего названия. В черту г. Грязи вошли село Таволжанка и селение Сеченовка. Население города составляло 26 тыс. человек. Общее количество домовладений — 4038. Жилые дома одноэтажные, очень старые, с большим процентом износа, в основном деревянные.
Великая Отечественная война не обошла район стороной. В 1942 году фашисты неоднократно подвергали город ожесточенной бомбежке. Многие грязинцы показали образцы героизма и мужества на полях сражений и в тылу. Около двух десятков человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В составе Липецкой области (1954 – конец 1980-х)
Образование Липецкой области и вхождение Грязинского района в ее состав способствовало его развитию и благоустройству. Большими темпами шло развитие промышленности: построен завод железобетонных изделий, новые цеха запущены на пищевом комбинате, на предприятиях развернулось движение рационализаторов.
В 1950-е годы в райцентре появились автобусы, были открыты внутрирайонные маршруты. Улицы города покрыла водопроводная сеть с артезианской водой. Жители района стали лучше питаться, одеваться, в их жизнь прочно вошло радио и телевидение.
В 1960 году был принят генплан развития Грязей на 15–20 лет, рассчитанный на 65-тысячное население и три района города: Центральный, Сталинградский и Западный. В предстоящее десятилетие все улицы были электрифицированы. Активно шло жилищное строительство, возводились объекты соцкультбыта, асфальтировались дороги. Началась газификация квартир.
В 1970-е годы в Грязях стал выпускать продукцию крупнейший в стране завод гидрооборудования, введен в строй новый корпус культиваторного завода, сдан комбикормовый завод. Промышленный подъем способствовал росту населения и вводу нового жилья, а также благоустройству города. Развивается внутригородское автобусное сообщение. Сдана в эксплуатацию первая гостиница, строились новые магазины.
В 1980-е годы продолжалось развитие промышленности, в производство внедрялся бригадный подряд и хозрасчет, набирал обороты сельский жилстрой, в Грязях появились девятиэтажные дома. В райцентре установлено несколько телефонов-автоматов общественного пользования. С вводом в действие АТС на 5000 номеров предприятия города и района, население получили в свое распоряжение хорошую телефонную связь.
Современность
Сегодня Грязинский район — одна из самых чистых, благоустроенных и развитых территорий Липецкой области. Райцентр не раз признавался образцовым малым городом как в областном, так и во всероссийском масштабе.
Экономический потенциал территории представляют 20 промышленных и 10 сельскохозяйственных предприятий, а также предприятия других отраслей экономики. Предмет особой гордости — особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» (почти половина ее территории находится в Грязинском районе), где зарегистрировано свыше 60 резидентов и действует около 20 предприятий.
Грязи-Воронежские — крупнейшая по пассажиропотоку железнодорожная станция в Липецкой области. В 2002 г. вокзал железнодорожный станции «Грязи» был внесен в список выявленных объектов культурного наследия Липецкой области.
В районе ведется активная работа по благоустройству территории города и сельских поселений. Здесь строятся современные дороги, новые жилые массивы, учреждения соцкультбыта.
С каждым годом повышается и качество жизни населения, в чем немалая заслуга местного самоуправления, считающегося одним из самых эффективных в регионе.
Литература
- Булыкин А. Тенденции к динамическому развитию есть // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2015. — 26 нояб.
- Вакуленко В. С чего начинался город : 150 лет прошло со дня строительства железнодорожного узла Грязи // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2018. — 2 авг.
- Коренева Р. Грязи военные : [г. Грязи в период Великой Отечеств. войны] // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2011. — 19 апр.
- Логинов А. Грязи — Ежов: многие ли грязинцы об этом слышали? : [в 1938 г. предлагалось переименовать пос. Грязи в г. Ежов в честь наркома внутр. дел Н. И. Ежова, «разоблачившего» в Грязях много «врагов народа», однако смены названия не произошло, т. к. сам Ежов был признан «врагом народа»] // Новый липецкий репортер. — 2014. — 21 мая (№ 21). — С. 14.
- Меринов П. И. Грязи военные // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2016. — 20 февр.
- Петров В. «Порт» на берегах Матыры : грязинские приоритеты : сегодня и завтра бывшего поселка железнодорожников // Липецкая газета. — 2014. — 29 марта. — С. 5.
- Попов В. Средневековый город на Матыре : [археолог. находки Верхне-Донской экспедиции под рук. В. П. Левенка в 1963 г. у р. Матыры, в селах Казинка и Каменное Грязин. р-на] // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2013. — 20 авг.
- Смольянинов Р. В. Материалы раннего неолита стоянки Ярлуковская Протока (пункт 222) на Верхнем Дону : [находящейся на территории соврем. Липец. обл. в пойме р. Матыра, у с. Ярлуково Грязин. р-на] / Р. В. Смольянинов, А. А. Куличков, Е. С. Юркина // Самарский научный вестник. — 2019. — Т. 8, № 2. — С. 220–229.
- Соколиков А. Земляки : [об уроженцах Гряз. р-на, принимавших участие в боях за Сталинград] / А. Соколиков // Липецкая газета. —2008. — 6 февр. — С. 3.
- Соколиков, С. Наш край в пореформенное время : [из истории Грязин. р-на после отмены крепост. права в 1861 г.] // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2018. — 21 апр.
- Соколиков С. Страницы истории Грязинского края // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2018. — 18 янв.
- Тайны истории : на раскопках в Липецкой области нашли жилища бронзового века : [археологи ЛГПУ во время летних раскопок обнаружили 14 ранее неизвед. древнейших поселений, располагающихся на территории Добров. и Грязин. р-нов] // Новый липецкий репортер. — 2016. — 2 нояб. (№ 45). — С. 7.
- Тонких В. Грязинцы на выборах законодательной власти // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2013. — 10 сент.
- Тонких В. Б. Грязи довоенные : 4 декабря 1938 года рабочий поселок переименован в город // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2021. — 2 дек. (№ 48). — С. 3.
- Тонких В. Б. Грязинская летопись / В. Б. Тонких // Грязинская летопись / В. Б.Тонких; [лит. ред. Л. Семиколенова ; авт. фот.: Р. Лавренюк и др.]. — Грязи : Новый взгляд ; Воронеж, 2018. — С. 14–20.
- Тонких В. Грязинская новь : 30 июля 1928 г. был образован Грязин. р-н в составе ЦЧО / В. Тонких // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 1997. — 30 июля.
- Тонких В. Грязи послевоенные // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2015. — 5 дек.
- Тонких В. Заселение земли грязинской : [из истории Грязин. р-на 17–18 в., в т. ч. о селах Двуречки, Ярлуково и реке Матыра] // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2013. — 30 мая.
- Тонких В. Идти вперед, не забывая о прошлом // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2013. — 22 окт.
- Тонких В. Из прошлого в настоящее // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2013. — 5 дек.
- Тонких В. Б. И пролегла железная дорога / В. Б. Тонких // Грязинская летопись / В. Б. Тонких; [лит. ред. Л. Семиколенова ; авт. фот.: Р. Лавренюк и др.]. — Грязи : Новый взгляд ; Воронеж, 2018. — С. 52–70.
- Тонких В. Коллективизация в нашем крае // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2016. — 28 июня.
- Тонких В. Откуда есть пошел наш край // Грязинские известия [Грязин. р-н]. — 2003. — 29 июля.
- Тонких В. Б. Советский период / В. Б. Тонких // Грязинская летопись / В. Б. Тонких; [лит. ред. Л. Семиколенова ; авт. фот.: Р. Лавренюк и др.]. — Грязи : Новый взгляд ; Воронеж, 2018. — С. 108–145.
- Тонких В. Б. Советский период / В. Б. Тонких // Грязинская летопись / В. Б. Тонких; [лит. ред. Л. Семиколенова ; авт. фот.: Р. Лавренюк и др.]. — Грязи : Новый взгляд ; Воронеж, 2018. — С. 150–185.
- Тонких В. Б. 2001–2018 гг. XXI век / В. Б. Тонких // Грязинская летопись / В. Б. Тонких; [лит. ред. Л. Семиколенова ; авт. фот.: Р. Лавренюк и др.]. — Грязи : Новый взгляд ; Воронеж, 2018. — С. 204–247.
- Тропин Н. А. Археологические памятники края : [в т. ч. на территории Грязин. р-на] / Н. А. Тропин // Историческое краеведение Липецкой области / отв. ред. В. С. Соловьев. — Елец, 1999. — С.41–49.
- Юров С. Д. История освоения территории бывшего Романовского уезда (XVII–XVIII вв.) / С. Д. Юров // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. — 2014. — Вып. 2. — С. 6–10. — (История).