Skip to main content

Макарцев Михаил Константинович

(1927-2024)

Макарцев Михаил Константинович

(1927-2024)
Герой Социалистического Труда, руководил строительством линии Бамовская – Тында, соединяющей Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР (1983-1992), генерал-полковник

Биография

Михаил Константинович Макарцев родился 4 февраля 1927 года в г. Ельце Орловской губернии (ныне Липецкой области).

В 1946 году окончил Елецкий железнодорожный техникум (с 2016 года – филиал Ростовского государственного университета путей сообщения), Начинал трудовой путь техником  в проектной конторе управления Московско-Донецкой железной дороги, работал также в Ельце. В апреле 1948 года был призван на военную службу – служил в железнодорожном батальоне в Баку. окончив ленинградское училище военных сообщений, строил пути и вокзалы по всей стране. Прошел путь от рядового до генерал-полковника – начальника железнодорожных войск Министерства обороны СССР (1983-1992). Окончил Военную академию тыла и транспорта (1958). Он первым в странпе строил высокие железобетонные опоры моста с использованием 24-метровых свай, первым внедрял технологию укладки бетона под водой.

Строительство Байкало-Амурской магистрали началось для М. К. Макарцева еще в 1972 году. Он командовал тогда корпусом, переброшенным на строительство линии Бамовская – Тында, соединяющей БАМ с Транссибом. Эта линия дала жизнь БАМу. Воины-железнодорожники подписали обязательство открыть рабочее движение там к 9 мая 1975 года, на 5 месяцев раньше планового срока. И 8 мая 1975 года в Тынду пришел первый поезд.

28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко торжественно уложили последнее «золотое» звено на 1470-километровой трассе Тында – Комсомольск-на-Амуре. Люди М. К. Макарцева вновь выполнили работу раньше установленного срока – на целых 1,5 года!

25 октября 1984 года за досрочное окончание работ и проявленный при этом героизм М. К. Макарцеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Генерал Макарцев не забывал также о питании и жилье для строителей. По его приказу в тайге строились банно-прачечные комбинаты и даже стационарные хлебопекарни. Он старался обеспечить жильем строителей железной дороги.

В феврале 1992 года генерал-полковник вышел в отставку, оставаясь опорой Союза ветеранов Железнодорожных войск Российской Федерации. Проживал в Москве.

Умер 14 марта 2024 года. Похоронен на Троекуровском кладбище г. Москвы.

Литература о жизни и деятельности

  • Макарцев Михаил Константинович // Герои Липецкой земли. – Воронеж, 1989. – С. 120-121
  • Комаров А. Дело его жизни. – Красная звезда. – 2012. – 4 февр.
  • Комаров А. Легенда стальных магистралей // Гудок. – 2017. – 31 янв. – С. 6. 
  • Демин Р. Железная дорога Михаила Макарцева // Липецкая газета. – 2022. – 18 марта (№ 32-33). – С. 4.
  • Замостьянов А. Железнодорожный генерал : воины-строители Михаила Макарцева дали жизнь БАМу : [об уроженце г. Ельца, Герое Соц. Труда, начальнике ж.-д. войск СССР М. К. Макарцеве и его участии в стр-ве БАМа; 24 марта 2024 г. М. К. Макарцева не стало] / А. Замостьянов // Литературная газета. – 2024. – 4-10 сент. (№ 35). – С. 30.

Интернет-ресурсы

  • Макарцев Михаил Константинович. – Текст : электронный // Герои страны : международный патриотический интернет-проект : сайт. – Режим доступа:  http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=15342. – 22.06.2024.

Годы жизни

  • 4 февраля 1927 года - 14 марта 2024 года

Место рождения

  • г. Елец Орловской губернии (ныне Липецкой области)

Сфера деятельности


География