«Кадры решают все». Люди Липецкого тракторного завода
«Кадры решают все». Люди Липецкого тракторного завода
Истории
История Липецкого тракторного завода — это прежде всего судьбы многих и многих тысяч людей.
В разгар Великой Отечественной войны, в марте 1943 года, было принято решение создать на базе небольшого литейно-механического предприятия Липецкий тракторный завод. Для успешной организации производства нужны были не только рабочие, но и грамотные инженеры, конструкторы, технологи и другие специалисты. Изо всех уголков Советского Союза прибывали на строительство нового завода настоящие профессионалы.
Холодной весной 1943 одним из первых в Липецк приехал Рафаил Моисеевич Дегтярь (1909–1997). За плечами этого еще молодого человека — нелегкий путь. Он родился в Одессе, к началу войны стал главным инженером важного оборонного предприятия, которое эвакуировали в глубокий тыл, в далекий Оренбург. В родной Одессе Р. М. Дегтярь оставлял родителей и младшего брата, понимая, что никогда больше не увидит их. На восток он ехал с женой и маленькой дочкой. В Оренбурге под открытым небом поставили станки, на которых работали подростки и старики. Они не покидали рабочих мест, спали и ели около станков. Завод работал, выполнял план, продукция шла на фронт. Как только производство было налажено, его, главного инженера, командировали в Липецк создавать новый завод.
В Липецке Рафаил Моисеевич участвовал в демонтаже старых и строительстве новых цехов, руководителем которых он назначался. Как начальник котельно-сварочного цеха, он поддержал почин ленинградцев выполнить четвертую пятилетку в четыре года. Как только один цех начинал работать в полную силу, его начальника переводили в другой цех. Так, к концу 1940-х годов Р. М. Дегтярь возглавил ремонтно-механический цех. В 1952 году инструментальный цех под руководством Р. М. Дегтяря занял первое место в социалистическом соревновании среди цехов завода.
«Тося, так читают чертежи только слепые», — так, с юмором, по ходу дела учил Рафаил Моисеевич молодых работниц. Жил он с семьей в одном из первых домов соцгорода, и двери его квартиры почти никогда не закрывались. Приходили рабочие и инженеры посоветоваться и обсудить важные вопросы. Все это происходило за столом, в уютной домашней обстановке, созданной хозяйкой дома Анной Львовной, химиком заводской лаборатории. Здесь слушали и понимали, утешали и угощали, здесь рождались идеи и планы, здесь же играли дети, на которых никогда не повышали голоса. Знания, силы, опыт, жизнь были отданы заводу, да он и был самой жизнью.
Той же суровой весной 1943 года в Липецк прибыла группа специалистов с Урала. Их удивил местный пейзаж, совсем несовременный, почти деревенский. Поставленная задача — создать здесь в кратчайший срок новый завод — заставляла каждого из прибывших специалистов остро почувствовать трудность и ответственность будущей работы. Главному конструктору Борису Евграфовичу Архангельскому предстояло спроектировать совершенно новый трактор. Каким он будет — полностью зависело от начальника и сотрудников сформированного им коллектива. Борис Архангельский окончил Томский механический институт, работал на Челябинском тракторном заводе конструктором, заместителем начальника конструкторского бюро. Не только обширные знания, трудолюбие, но и безусловный талант, неординарность мышления отличали молодого специалиста. За короткое время 11 работников конструкторского бюро Липецкого тракторного завода под руководством Бориса Архангельского создали новую модель трактора. В конце 1944 года первая партия липецких тракторов была направлена в освобожденные от врага районы страны. А перед главным конструктором стояла новая задача — освоить производство дизельных машин.
Все основные модели липецких тракторов были спроектированы Б. Е. Архангельским. Они получали серебряные и золотые медали советских и международных выставок. Но главный конструктор продолжал искать новые возможности в совершенствовании конструкции. Им были созданы опытные образцы более пятидесяти моделей тракторов. Из 37 лет работы в отечественном машиностроении 25 лет Борис Архангельский являлся главным конструктором ЛТЗ. Вдохновенный труд и творческий подход к делу настоящего мастера высоко оценило руководство страны: лауреат Государственной премии первой степени, дважды кавалер ордена «Знак Почета». Его манеру работать, думать, искать, обсуждать новые идеи надолго запомнили в отделе главного конструктора. На завод пришел и его сын, Игорь Борисович Архангельский. Преемником Бориса Евграфовича на посту главного конструктора стал Константин Николаевич Виноградов, образованный, знающий и очень интеллигентный человек. И творческий поиск продолжался, разрабатывались новые образцы, рождались новые решения. В отделе главного конструктора трудились талантливые неординарные люди, например, Алексей Романенко, Леонид Кранцов.
В военном 1943-м приехал в Липецк и совсем юный Ефим Теплицкий (1926–1994). Родители его погибли, с Харьковским тракторным он эвакуировался на Алтай, в Барнаул, оттуда — в Липецк. Нужно было жить, работать, осваивать профессию токаря. «Как сейчас помню наш первый инструментальный цех. Зимой было очень холодно, и мы ставили самодельные печки для обогрева. Много было дел — работали, строили заводские корпуса, сажали деревья, оборудовали стадион. А еще ко мне прикрепили двух девушек — Полину Сахарову и Марию Милякову. Их нужно было научить токарному ремеслу. И получилось: обе стали настоящими мастерами своего дела, работали по пятому и шестому разряду». Так будет вспоминать Ефим Михайлович о начале трудового пути в 1958 году.
Несмотря на холод, голод, молодежь тянулась к знаниям. Без отрыва от производства Ефим Теплицкий закончил Липецкий машиностроительный техникум и на выпускной вечер пришел уже с дочкой Галиной. Затем, опять же без отрыва от работы, он учился в Липецком филиале Тульского механического института. Знаний, серьезной теоретической подготовки требовал пытливый ум.
В 1952 году он уже мастер, и учеба не прошла даром. Вместе с рабочим Сергеем Батраковым Ефим Михайлович стремится усовершенствовать токарный станок. Он сделал расчеты и чертеж. В результате совместной работы получилось приспособление, которое резко повышало производительность труда токарей. Входил Ефим Михайлович и в особую творческую бригаду. В 1954 году в областной газете «Ленинское знамя» появилась статья Теплицкого о том, что основой успешного труда рабочих разных специальностей является качественный инструмент. Пристальное внимание к инструменту, постоянное стремление к его усовершенствованию и восстановлению и позволило Ефиму Михайловичу стать директором инструментального завода, созданного в 1967 году на базе тракторного. График работы руководителя почти не менялся до последних дней жизни. Ежедневно в семь часов утра Ефим Михайлович приезжал на завод и вникал во все происходящее.
Производство, выполнение плана, постоянный поиск нового в работе, общественная и спортивная жизнь, семейные дела рабочих — все держал под контролем директор. И дома до позднего вечера по телефону шло решение важных рабочих вопросов. Выходных не существовало, короткий отдых был возможен только в отпуске в конце года, когда выполнение плана уже не вызывало тревоги. Особое отношение к рабочим отличало Е. М. Теплицкого. Он хорошо знал их проблемы, трудности, очень ценил умельцев, мастеров своего дела. Вся жизнь была связана с заводом: трудовые будни, праздничные демонстрации, веселые застолья, за которыми обсуждали опять же рабочие вопросы. И ушел из жизни Ефим Михайлович тоже вместе с заводом в сложные, противоречивые 1990-е годы.
Хочется обратить внимание на колоритную фигуру рабочего Сергея Батракова. Токарь-расточник, скоростник-стахановец, многократно перевыполнявший план, гордость завода, депутат Верховного Совета СССР. Его небольшая статья в заводской газете «Кировец» поражает не только точностью формулировок, четкостью мысли, но и прекрасным слогом. Сергей Батраков, как тихо говорили в советские годы, был из «бывших». В нем удивляла внешняя стать, чувство собственного достоинства, манеры. В городе он жил в своем доме, любил гостей. Обстановка дома, сам хозяин и его супруга своим обхождением словно переносили приглашенных в другую эпоху…
Ценили на заводе живую мысль, рационализаторов, изобретателей очень уважали. Новые технологии позволяли повысить производительность труда или сократить расход материалов, например быстрорежущей стали. Именно это произошло благодаря изобретению Зиновия Иосифовича Серебряного (1913–1963). Фрезеровщик высшего класса, он обладал огромными познаниями, нестандартным мышлением и умением разъяснить самые сложные вопросы просто и доступно. Рабочим он помогал осваивать математику для поступления в техникум или вуз. В Липецк он приехал в 1947 году, отбыв десять лет в лагерях по политической статье. В конце сороковых в районе тракторного завода шумел сосновый лес. Это и побудило Зиновия Иосифовича, у которого было только одно легкое, выбрать Липецк как постоянное место жительства. На завод его брать не хотели... Но все же директор завода Никаноров А. П. принял его на свой страх и риск.
Работал Серебряный не просто хорошо… На спор изготавливал инструмент, который более не мог сделать никто. И в шутку и всерьез о Зиновии Иосифовиче говорили: «Золотой человек — Серебряный». Неординарным, необычным был старший мастер участка Серебряный во всем. Никто не слышал, чтобы он кричал, бранился, а однажды пригрозил увольнением рабочему, который нецензурно выражался при женщине. Немногословный, очень сдержанный, он хорошо разбирался в людях, всегда пытался заступиться за тех, кого несправедливо обижали. Только самые близкие люди, жена и дочь, знали о том, что пережил этот высокий, красивый, такой спокойный внешне человек. История его жизни, история семьи Серебряных могла бы стать сюжетом для интересного романа.
Тракторный завод — это не только талантливые инженеры, конструкторы, изобретатели. Это и очень грамотные экономисты, такие как Иван Михайлович Кампман, приехавший с Алтая и воспитавший группу экономистов, плановиков. Это и замечательные организаторы, такие как Яков Васильевич Немов, начальник производства, работавший до прибытия в Липецк на Сталинградском тракторном. С большим уважением относились заводчане к главному инженеру Вячеславу Григорьевичу Ткачевскому. Образованность, развитое техническое мышление позволяли ему детально разбираться во всех производственных вопросах. Тракторный — кузница кадров технической интеллигенции. Специалисты тракторного завода высоко ценились в регионе. Некоторые из них переезжали в город и занимали руководящие должности на станкостроительном заводе или Заводе пусковых двигателей.
Настоящим хозяином не только завода, но и поселка Тракторостроителей был с 1950 года Василий Яковлевич Клименков. Криком, стуком кулака по столу, напором он мог решить любой вопрос. Производство, модернизацию, благоустройство поселка Василий Яковлевич считал главным делом жизни. Он и сам жил здесь, в поселке, в первом коттедже на улице Ильича, и весь поселок был для него домом. Дворец культуры, спортивный комплекс с бассейном, больница и родильный дом, детские сады и целые жилые кварталы — всего 125 домов, база отдыха и пионерский лагерь — все это построено по его инициативе и при его активном участии. Не все принимали резкие, громкие методы Клименкова, но и завод, и поселок жили активно, насыщенно. Во Дворце культуры работали самые разные кружки, танцевальная пара Валерий Околот и Татьяна Софронова поражали своим мастерством. В 1957 году в клубе ЛТЗ выступал Александр Вертинский. Кипела и спортивная жизнь: футбольные матчи, эстафеты, соревнования велосипедистов, легкоатлетов, мотоциклистов на призы газеты «Кировец» проводились регулярно.
Тракторный мог гордиться своими современными цехами и утопающими в зелени улицами, но главная его гордость — люди, целеустремленные профессионалы, мастера, для которых дело было важнее всего. Добросовестное, ответственное отношение ко всему отличало их. А делом жизни они искренне считали СОЗИДАНИЕ..
Вера Печурова
Фотографии из личных архивов
Дата публикации:
27.08.2025
Литература:
1. Чернов В. М. Люди твердой закалки. — Воронеж, 1974.
2. Сизов И. Народный директор // Неоновый город. — 2007. — № 3. — С. 13.
3. Люди творческой мысли // Ленинское знамя. — 1955. — 31 декабря. — С. 3.
4. Захаров М. Путь инженера // Кировец. — 1968. — 23 марта. — С. 1, 4.
5. Батраков С. Токарный станок работает вместо строгального // Кировец. — 1947. — 24 апреля. — С. 2.
6. Теплицкий Е. Многократное восстановление инструмента // Ленинское знамя. — 1954. — 9 июня. — С. 3.
7. Теплицкий Е. Ветераны труда // Ленинец. — 1958. — 27 мая. — С. 2.