Строительство в г. Липецке мостового перехода № 1 (ныне Петровского моста) - важное событие, значение которого трудно переоценить. Мост соединил левобережную промышленную часть города с его центром и всей правобережной частью.
Старожилы Липецка хорошо знают, что до сооружения первого высоководного моста предприятия, находящиеся на левом берегу, и население рабочих поселков (Спиртзавода, Силикатного, Новолипецкого и Тракторного) круглогодичной транспортной связи с основной частью города не имели. Сообщение между бурно растущим Левобережьем и центром города осуществлялось автомобильным и гужевым транспортом. На участке двухкилометровой поймы реки были построены три деревянных моста, которые ежегодно с началом весеннего паводка затапливались. Ледоход и подъем воды, доходивший в отдельные годы до 4,5 м, обычно на месяц прерывал транспортные связи. Перебраться с одного берега на другой можно было только пригородным поездом, ходившим в рабочие дни два раза в сутки через станции Липецк, Чугун и Казинка. Такие поездки были небезопасны и отнимали уйму времени у липчан. Строительство высоководного моста и незатапливаемой дамбы через пойму реки в те годы было заветной мечтой каждого горожанина.
Идея сооружения такого моста зародилась в начале 1930-х вместе с идеей строительства на левом берегу реки Воронеж Новолипецкого металлургического завода. Послевоенное возрождение промышленности города и дальнейшее ее бурное развитие потребовали срочного решения этой проблемы.
Связав воедино два основных массива города, разобщенных широкой поймой реки, мост стал первой жизненно необходимой артерией, которой так недоставало жителям для успешного развития городского хозяйства и ускоренного роста его многоотраслевой экономики.
26 октября 1958 года в Липецке в торжественной обстановке открылся новый постоянный мост через реку Воронеж. Длина моста составила 460 метров, а вместе с дамбой – около 2 километров. На сооружении дамбы работал коллектив строительно-монтажного управления № 5. Работники городского трамвайного управления и управления «Центроэлектромонтаж» трудились на укладке трамвайных линий. Движение через реку Воронеж перестало быть сезонным. Благодаря ежедневному перевыполнению рабочими нормы на 150-300 %, мост открыли на 10 дней раньше установленного срока. Открытие нового моста способствовало увеличению потока пассажиров, как на автобусах, так и на трамваях. Первоначально он именовался мостовым переходом № 1. На основании решения горисполкома от 31 декабря 1987 года мост стал называться Петровским.
В 1985 году начали возводить второй (Западный) мост – параллельно первому, ниже по течению. Изначально его планировали использовать только лишь для переброски труб теплопровода и других коммуникаций. Модернизация первоначального проекта позволила пустить по сооружению и транспорт. В отличие от старого моста у нового каждая опора представляет собой три связанных ригелем железобетонные стойки. Новое сооружение позволило перенаправить и разгрузить транспортные потоки из правобережной части города в Левобережный район. Западный мост в полтора раза у́же Восточного моста – ширина его 10 метров, длина металлических пролетов над рекой – 500 метров, общая протяженность – 1293 метра. Однако из-за недостатка финансирования ввод в строй второй очереди состоялся лишь 29 декабря 2003 года. Тогда же закрыли трамвайное движение на старом мосту. Однако рельсы были убраны только в ходе ремонта Восточного моста, проведенного в 2018 году.
Литература
- Коршиков Д. Новый мост открыт // Ленинское знамя. – 1958. – 28 окт. – С. 1.
- Сидоров И. Искусство возводить мосты : [история строительства Петровского моста в г. Липецке ОАО «Мостостроительный отряд № 126»] // Аргументы и факты. – 2003. – № 41 (окт.). – С. 3.
- Перов А. Петровский не прогнулся: испытания нового моста на прочность восемью гружеными «КамАЗами» прошли успешно // Металлург [НЛМК]. – 2003. – № 90 (5 дек.). – С. 2.
- Боков Н. Петровский мост 18 лет рос: в областном центре ввели в эксплуатацию новую переправу через реку Воронеж // Комсомольская правда. – 2004. – 9 янв. – С. 1.
- Бобрышев М. Мост длиною в 18 лет // Комсомольская правда. – 2004. – 22 янв. – С. 14-15.
- Ершов С. Испытание мостом // Новый липецкий репортер. – 2018. – 21 февр. (№ 8). – С. 4.
География
Другие достопримечательности
-
-
Вознесенский собор
-
Липецкая областная универсальная научная библиотека
-
Храм Владимирской иконы Божьей Матери
-
Задонский краеведческий музей
-
Липецкий областной противотуберкулезный санаторий «Лесная сказка»
-
Детский санаторий «Восход»
-
Железнодорожный вокзал
-
Памятник Максиму Горькому
-
Храм святого великомученика Димитрия Солунского
-
Спортивный комплекс «Спартак»
-
Усманская межпоселенческая библиотека
-
Музей-усадьба П. П. Семенова-Тян-Шанского
-
Музей-мастерская В. С. Сорокина – Дом Мастера
-
Государственный театр танца «Казаки России»